Психологическая характеристика юношеского возраста

Цель:формирование умений давать психологическую характеристику возраста с опорой на ключевые психологические категории

Теоретические вопросы для подготовки к занятию:

1. Психологическая структура юношеского возраста. Юность и юношество в исторической перспективе как общественное явление, имеющее свою субкультуру

· Социальная ситуация развития в юности.

· Ведущий вид деятельности в юношеском возрасте.

2. Особенности психического развития в юношеском возрасте.

· Развитие личности в юношеском возрасте (рост самосознания, становление самооценки и образа «Я», особенности самоуважения, идентичности, формирование мировоззрения).

· Познавательное развитие юношей и девушек.

· Общение в юношеском возрасте. Проблема межличностных отношений и одиночества. Спрецифика дружбы в юношеском возрасте.

· Психосексуальное развитие в юности.

3. Кризисы юности.

4. Основные психологические новообразования юности. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

Ключевые понятия:жизненный путь, смысл жизни, юношеский максимализм, самоактуализация, мировоззрение; субкультура, самовыражение, идеал, дружба, конформность, личностный смысл, напряженность психическая, ценностные ориентации, любовь, социальная активность, социальная зрелость и социальные роли, абстрактное мышление, философская рефлексия.

Задания для самостоятельной работы:

1. Ознакомьтесь с разделом «Кризис юности – становление авторства в собственной жизни» // Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М., 2000. Подготовьте краткую характеристику структуры юношеского возраста.

2. Заполните таблицу «Кризисы юности»:

Кризис Причина кризиса Содержание кризиса Признаки (симптомы) кризиса Новообразования кризиса
15-17 лет
18-20 лет

3. Ознакомьтесь со статьями по проблеме здоровьесбережения в студенческом возрасте, подготовить предложения по организации учебно-воспитательного процесса в вузе (на основании 1-2 статей на выбор):

· Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов в вузе в процессе обучения//Психологический журнал. – 1994. - № 3.

· Слободчиков В.И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога//Вопросы психологии. – 1996. - № 4.

· Васильева О.С. Комплексный подход к оздоровлению личности в системе образования//Психология в вузе. – 2003. - № 4.

· Рыбачук Н.А. Педагогическая технология здоровьесбережения студентов//Педагогика. – 2003. - № 4.

Вопросы и задания для работы на занятии:

1. С какими историческими явлениями связана тенденция удлинения периода взросления? На какие критерии опираются психологи при выделении нижней и верхней границ юношеского возраста?

2. В каких формах может реализовываться «обращенность в будущее» у старшеклассников?

3. Как вам кажется, признает ли современное российское общество право юности на «психосоциальный мораторий» (в понимании Э.Эриксона)? Поясните свою позицию примерами.

4. Охарактеризуйте проблемы достижения эго-идентичности в современной России. Какие факторы способствуют позитивному разрешению кризиса? Какие условия создают опасность ролевого смешения?

5. Подберите методики для диагностики у себя новообразований подросткового возраста, и характеристик, свидетельствующих о переходе в юношеский возраст. Проведете самодиагностику, сделайте выводы и поставьте себе психологические задачи возрастного развития на период юности.

Список обязательной литературы:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1999.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М: Изд-во МГППИ, 2006.

3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М., 2000.

5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2007.

Список дополнительной литературы:

1. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность.: Хрестоматия / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2007. – Раздел «Юность: развитие личности и социализация, психологические аспекты социализации».

2. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. – 1994. - № 3.

3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988. – Глава «Особенности психологии юношеского возраста».

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ТЕМА 6


9156079358464314.html
9156146640628679.html
    PR.RU™